Самолет-разведчик Aviatik B.I и B.II В 1912 году в конструкторском бюро "Авиатик", которое возглавлял гражданин Швейцарии инженер Роберт Вильд был спроектирован довольно крупный одномоторный двухместный биплан с тянущим винтом, представленный как "Доппельдеккер тип Милитар" ("Биплан военного типа"). Машина с "несчастливым" фирменным обозначением Р.13 оказалась удачной, ознаменовав начало блестящей карьеры конструктора и принеся процветание фирме.
Самолет, впервые показанный на публике в мае 1912 года, по отзывам летчика-испытателя фирмы "Авиатик" Элинкура и пилотов, отличался хорошей управляемостью и неплохими взлетно-посадочными характеристиками. Прототип, оснащенный 85-сильным четырехцилиндровым двигателем "Аргус", участвовал в различных соревнованиях и авиационных фестивалях в Германии. Поначалу он имел открытую ферму фюзеляжа за кабиной, но потом ее обшили полотном. Серийные машины выпускались с двумя вариантами бипланной коробки: трехстоечной (размах 15 м) либо четырехстоечной (16 м). Часть машин получила более мощные моторы "Аргус" As.1 (100 л.с.).
Развитием Р. 13 стала модель Р. 14, отличающаяся двухстоечной бипланной коробкой размахом 14,5 м и облагороженной аэродинамикой. Прототип, вышедший на испытания в средине 1913 года, имел шестицилиндровый рядный двигатель "Мерседес", мощностью 100 л.с. Такие же моторы ставились и на большинство серийных машин, остальные получили "Аргусы" такой же мощности.
В 1913 году бипланы "Авиатик", пилотируемые летчиками Ингольдом и Штоффлером совершили несколько дальних перелетов и установили ряд рекордов. Благодаря этому 13 декабря того же года фирме был присужден приз "Националь Флюгспенде" за достижения в области авиации.
Хорошие летные характеристики и относительно высокая грузоподъемность аппаратов "Авиатик" обусловили то, что в 1913 году "Флигертруппе" заказали в общей сложности 101 биплан моделей Р.13 и Р.14 - больше, чем любых других аэропланов категории "В". Кроме того, бипланы обеих моделей строились для фирменной авиашколы. Р.13 и Р.14, заказанные в 1913 году, военные сперва обозначали одинаково - "Авиатик" В. В следующем году закупки Р.13 прекратились, а Р.14 стали называть "Авиатик" B.I.
В июне 1914 года авиаторы из разных стран в последний раз встретились в мирных условиях на венском авиафестивале. Представленный здесь биплан Р.14 за свои большие размеры заслужил от пилотов ироничное прозвище "летающий особняк". Тем не менее, хорошая управляемость и большая грузоподъемность самолета произвели впечатление на австрийцев. И уже в следующем месяце венская фирма "Вейзер унд Зонн" подписала соглашение с "Авиатиком" о создании совместного предприятия.
Вершиной деятельности Роберта Вильда на фирме "Авиатик" стал следующий биплан под фирменным обозначением Р.15. От предшественников он отличался еще более элегантными формами и уменьшенным до 12 метров размахом верхнего крыла. Бипланная коробка была двухстоечной, но впоследствии на части серийных машин применили трехстоечную. Поначалу самолет оснащался 100-сильным "Мерседесом" D.I но весной 1915 года его заменили 120-сильным двигателем D.II той же фирмы. Также уже в ходе войны на самолетах появилось пулеметное вооружение.
Накопившиеся по мере серийного производства изменения вызвали необходимость идентификации различных вариантов самолета Р.15. Но в итоге хваленая немецкая педантичность дала сбой, породив жуткую путаницу. 8 августа 1915 г. "Идфлиг" (Инспекторат воздушных войск Германии) издал распоряжение, в соответствии с которым невооруженным аэропланам со 100-сильными моторами присваивался индекс Р. 15Ь и военное обозначение "Авиатик" B.I, а бипланам со 120-сильными двигателями и пулеметным вооружением - соответственно, Р. 15а и "Авиатик" В.II. На фирме же рассудили, что подобная система обозначений является нелогичной, и применяли обозначение Р. 15а для самолетов с менее мощными двигателями, а Р.15b - с более мощными.
В довершение всего обозначение "Авиатик" B.I "задним числом" присвоили всем "военным бипланам" фирмы со 100-сильными двигателями, то есть и Р.13, и Р.14. В итоге, даже такой авторитетный историк как П. Грош признает невозможность во многих случаях четко идентифицировать тот или иной аэроплан.
http://www.airwar.ru/enc/other1/aviatb1.html