Линейные крейсера "Мольтке" и "Гебен" Линейные крейсера программы 1908/09гг. “Гебен” (“Goeben”) и “Мольтке” (“Moltke”) стали дальнейшим развитием германского линейного крейсера “Фон дер Танн” (“Von der Tann”). Это были по сути второй и третий корабли этого класса. Они предусматривались в качестве усовершенствованной альтернативы британским линейным крейсерам типа “Инвинсибл” (“Invincible”). Водоизмещение “немцев” было на 5400 т, длина на 24,4м, а осадка на 0,28 м больше английских аналогов.
Корабли разрабатывались в проектном бюро Имперского морского ведомства с апреля 1907 г. по май 1908 г.
Названия новым кораблям были выбраны в честь известных военачальников Германии – генерал-фельдмаршала Карла-Бернгардта Мольтке (1800-1891) и генерала от инфантерии Августа фон Гебена (1816-1880), прославившихся в годы франко-прусской войны 1870-1871 гг.
Утолщение барбетов башен, две дополнительные броневые палубы, броневая защита оконечностей корабля, дымоходов и дымовых труб, пятая кормовая башня главного калибра, стреляющая поверх другой, — все это потребовало увеличения водоизмещения на 3600 т по сравнению с “Фон дер Танном”. Для повышения живучести в бою на “Мольтке” и “Гебене” установили два руля (один за другим), приводимые в действие из разных отсеков. Это должно было свести к минимуму возможность их одновременного выхода из строя.
“Мольтке” пользовался в немецком флоте репутацией злосчастного корабля. В 1915 году взрыв в машинном отделении погубил девять кочегаров и чуть было не стал причиной гибели самого корабля. Спустя несколько месяцев во время шторма в Атлантике волна смыла за борт четверых моряков. Потом во время пожара на камбузе погибло еще четыре матроса. Все это настолько укрепило суеверие, что простое участие “Мольтке” в какой-либо операции стало считаться достаточным, чтобы обречь ее на неудачу.
В апреле 1918 г. “Мольтке” во время буксировки в порт (на корабле поломалась турбина и был потерян один из гребных винтов) был атакован английской подлодкой Е-42 и получил торпеду в самую середину корпуса. Правда, живучесть, которой славились германские линейные корабли, спасла положение: “Мольтке” остался на плаву, но лишь для того, чтобы несколько месяцев спустя разделить бесславную капитуляцию с другими уцелевшими кораблями немецкого флота.
Вместе с другими кораблями германского флота 24.11.1918 “Мольтке” был интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен своим экипажем. В 1926-28 гг. поднят Эдвардом Коксом, продан на слом и разобран в Росайте в 1929 г.
“Гебен” после окончания Первой мировой войны служил в турецком флоте. До 1926 г. находился в небоеспособном состоянии, в 1919-1926 гг. был исключен из списков флота. В 1926-1930 гг. капитально отремонтирован и модернизирован с помощью французской фирмы Penhoet St Nazaire: на крейсере были заменены механизмы, увеличен угол возвышения орудий, установлена новая французская система управления огнем. На ходовых испытаниях 17.03.1930 г. во время четырехчасового пробега бывший “Гебен” развил скорость 27.1 узел. Под именем “Явуз Селим” он снова вступил в строй турецкого флота. В 1936 г. название было изменено на “Явуз” (“Yavuz”). В 1938 г. еще раз модернизирован.
С 1948 г. – стационер в Измите, где прослужил до 1960 г.; с 1950 г. – в резерве. 7 июня 1963 г. состоялся последний торжественный спуск флага. Крейсер был исключен из состава флота и передан на разборку государственному военно-промышленному концерну М.К.Е.К. Полностью демонтирован к 1976 г.
В 1963 г. правительство ФРГ обращалось с просьбой продать крейсер для использования в качестве музея (решение вопроса затянулось до 1969 г.), но в 1969 г. получило отказ.